Сколько платить за раскрутку сайта?
Даже при беглом знакомстве с предложениями по раскрутке сайта становится ясно, что цены отличаются в несколько раз. Означает ли это, что одни - труженики, делающие дело за реальную стоимость, а другие - рвачи и перекупщики? Не будем отрицать такую возможность, рвачи есть везде. Тем более, что задача каждого менеджера - не допустить перерасхода средств, в том числе и на раскрутку сайта.
Но есть также и другие различия в услуге раскрутки сайта. О них - речь в данной статье.
Черное и белое
Во-первых, это "белые" и "черные" методы. "Черные" - это накрутки, редиректы, накачка невидимым текстом и другие способы ОБМАНА различных интернет-служб, и соответственно, посетителей. "Черная" раскрутка не дает длительного эффекта: прекратили платить - и все посетители разошлись.
"Белые" методы - все, что "можно". Это оптимизация содержания страниц для удобства их "понимания" поисковым роботом, сбалансированная стратегия выхода в лидеры по поисковым словам и закупок рекламных площадей, увеличение видимости сайта с помощью других - "дружественных" сайтов и наращивание содержания на своем.
Применяющих "черные" методы Интернет-сообщество не поощряет. Например, Вы заказали накрутку, чтобы попасть в первую строку поиска по каким-либо словам. Если накрутку заметит администрация поисковика, то Ваш сайт выкинут из базы этого ресурса вообще, да еще могут внести в стоп-лист, чтобы Вы не внесли сайт обратно. Тогда посетителей сайта Вам вовсе не видать. А чтобы накрутку заметили, достаточно даже "сигнала" от веб-мастера Ваших конкурентов. Вот так, использование недозволенных методов может оказаться настоящей диверсией против Вашей компании - и всех посетителей лишиться, и деньги потерять.
Поэтому "черным" раскрутчикам приходится держать цены на достаточно низком уровне - чтобы заказчик, почувствовав "халяву", потерял голову и не поинтересовался возможным риском.
Цена на "белую" раскрутку поддается рыночному регулированию, и зависит от целей раскрутки и конкурентного окружения сайта.
Если цель выражается в количестве посетителей сегодня - цена напрямую зависит от возможностей привлечь посетителей с помощью рекламы. И, как правило, размещение рекламы эффективнее - отдача с первых дней выполнения работ, стоимость рекламных площадок в Интернете относительно невелика и доступна даже малому бизнесу, а "стоимость входа" - минимальный объем заказа - около 20 - 30 у.е.
Типично "раскруточная" цель - это создание стабильного потока новых посетителей, не прекращающегося по окончании раскрутки. Такую возможность реклама не дает, поэтому закупка рекламных мест здесь лишь один из инструментов, и как правило, не основной. Основа - это совершенствование самого сайта и "отношения" к нему влиятельных соседей в Интернете. Именно эту услугу предоставляют "белые" раскрутчики.
Что дано и что найти
Во-вторых, раскрутка по заданным поисковым словам или с подбором таковых слов. Часто компании, специализирующиеся на раскрутке, выставляют цену за раскрутку по заказанным словам. При этом задача выбора слов - а соответственно, и рентабельности раскрутки - незаметно перекладывается на заказчика. За подбор запросов выставляется отдельная цена, существенно отличающаяся от первоначальной. С одной стороны, так и должно быть: задача "думать" существенно сложнее задачи "писать", и оплата должна быть выше. Однако заказчик оказывается обманутым: ведь он заранее не предупрежден, что цена раскрутки "по Вашим поисковым запросам" не включает необходимой части работы.
Универсальное и эксклюзивное
И в-третьих, раскрутка сайта сама по себе или раскрутка сайта для бизнеса. Если цель раскрутки ставится не в виде показателей интернет-активности, а в терминах основного бизнеса - задача становится еще более определенной. Для бизнес-сайтов - это единственный приемлемый вариант постановки цели, так как цель существования самого сайта изначально - делать продажи компании.
Рассмотрим, как сайт этому может способствовать, с технической стороны. Мы увидим, какова в этом процессе роль интернет-технологий, и какова роль маркетинговой стратегии.
Гипотетический "средний посетитель", не знакомый с нашей продукцией, отправился на поиск нужной ему информации в интернет. А нам надо, чтобы он купил наш продукт. Для этого должны произойти следующие события:
1. Он должен натолкнуться на какое-либо упоминание о нашем сайте. Это либо результат поиска, либо реклама, либо ссылка на другом тематическом сайте - все, что попадает в поле зрения нашего "среднего посетителя".
2. Увидев упоминание, он должен перейти к нам на сайт. С точки зрения раскрутчика, работа выполнена - посетитель пришел.
3. Ему должно понравиться на сайте, да еще так, чтобы он перестал искать нужную ему информацию на нашу тему в других местах (либо существенно охладел к другим сайтам)
4. Он должен купить.
И поскольку лично Вам он ничего не должен, то направлять его действия возможно лишь оптимизируя свою маркетинговую стратегию и свою представленность в Интернете.
Для первого события достаточно поисковой оптимизации сайта. Но четкое позиционирование сайта может существенно помочь в увеличении видимости сайта, а в составе посетительской аудитории дать наиболее мотивированную на покупку часть. Например, вы желаете торговать домашней обувью, и обмениваетесь ссылками с аналогичными сайтами. Обувной интернет-магазин почует в Вас конкурента. А если Вы торгуете зелеными тапочками всех размеров - скорее всего, они на Вас поставят ссылку. Хотя бы "по приколу". И посетитель с сайта про обувь пойдет к Вам на сайт уже не просто так, а за зелеными тапочками.
Для второго события все ваши ссылки должны быть ясными и привлекательными. Это типичная задача раскрутки.
Третье событие настанет, только если посетитель - из Вашей целевой аудитории, то есть сайт "заточен" под его вкусы. Это не только дело случая, но и результат правильного маркетингового анализа ресурсов, примененных для увеличения видимости, и правильного написания ссылок. Крайний случай негодного позиционирования: развешивания "везде в Интернете" ссылок типа "тапочки нахаляву". Посетителей толпы, а покупателей никого. Чаще бывает так: на сайт ходят конкуренты да их веб-мастера.
Кроме того, особенность Интернета: покупку часто делают на том сайте (или по результатам просмотра того сайта), где больше информации о предмете покупки. Поэтому вся потребная посетителю информация должна быть, и должна быть представлена в удобной для него (не для Вас - профессионала в этой области!) форме. А для этого надо понимать в особенностях Ваших клиентов, и знать, что ими предлагают конкуренты.
Четвертое событие - вопрос удобства посетителя. Ему должно быть удобно связаться с Вами, сделать заказ и при необходимости отказаться от него. Другие признаки, столь важные при выборе поставщика без участия интернет-сайта, тоже важны, но вступают в действие лишь после того, как посетителю удобно. А понимание удобства - в значительной степени зависит от особенностей Ваших клиентов.
Таким образом, даже качественная раскрутка сайта решает лишь часть задач, которые было бы желательно возложить на раскрутку. Другая часть напрямую зависит от маркетинговой стратегии, и поэтому требует знания отраслевых особенностей интернет-составляющей Вашего бизнеса.
Именно использованием или неиспользованием отраслевой специфики и обусловлено то, что одним раскрутка дает потрясающий эффект и тысячи процентов увеличения продаж, а другим - лишь толпы посетителей и проблемы с доступом к сайту с "какими-то" десятками процентов роста обращений (не продаж).
Разумеется, это влияет на цену раскрутки. Все действия по раскрутке сайта достаточно технологичны, чтобы стоить относительно недорого. Для ориентира может быть взята цифра 200 у.е. за неделю работы над одним сайтом, причем скорость выполнения работ в основном ограничена скоростью отклика сторонних Интернет-ресурсов - скоростью включения Вашего сайта в базу поисковых машин, скорость размещения ссылок администраторами сайтов и т.п.
Основная цена, и основной эффект - в оптимизации маркетинговой стратегии интернет-составляющей Вашего бизнеса, приведении ее в строгое соответствие с общей стратегией с учетом рентабельности возложения тех или иных задач на Интернет-сайт.
В частности, это проявляется в балансе соотношений увидевших/пришедших на сайт (события 1 и 2), пришедших/выбравших Ваш сайт (события 2 и 3), выбравших сайт/сделавших заказ (события 3 и 4). Если Ваша цель, как менеджера компании, увеличить число сделавших заказ - все остальные количества для Вас имеют лишь второстепенное значение.
Ну и что?
Как эти подробности ремесла раскрутки могут помочь Вам в Вашем выборе услуг по раскрутке именно Вашего сайта? Неужели платить максимальную цену и надеяться, что "все будет хорошо"? Ни в коем случае.
Во-первых, используя возможности Интернета для продвижения Вашей компании и Вашей продукции, Вам необходимо представлять возможности этой среды и основные этапы работ. Неведение - недопустимая роскошь. Необходимое представление можно, в частности, получить из чтения статей и переговоров с потенциальными исполнителями.
Во-вторых, необходимо предусмотреть в Вашей интернет-маркетинговой стратегии стимулирование всех четырех действий посетителя. Сокращать ничего нельзя. А для этого надо определить исполнителя. Если работу делает приглашенная компания - платите деньги. Не платите деньги - делаете сами. Не умеете, не желаете или не успеваете сами - платите приглашенной компании. Не нравится - лучше отменить всю раскрутку, иначе успеха все равно не будет.
В-третьих, на основе изложенного в данной статье у Вас есть возможность сделать обоснованный выбор исполнителя. Понимая, и какие этапы работы может взять на себя каждый конкретный исполнитель, а какие этапы останутся Вам, Вы можете оценить приемлемость варианта и его полную стоимость (с учетом Вашего времени и Ваших затрат). Возможно, окажется, что "полный комплекс под ключ" дешевле, или наоборот - Вам лучше освоить Интернет-специфику маркетинга в Вашей области и нанять сообразительного технаря-раскрутчика. Может быть, специфика Вашего бизнеса хорошо понимается интернет-маркетинговыми компаниями. А может быть, на Вашей отрасли не специализируется никто...
Именно подготовка, основанная на учете и специфики интернета, и специфики Вашего бизнеса, дает возможность провести тендер и выбрать своего исполнителя для раскрутки сайта, отличив его от "способного студента за недорого" и супернавороченной компании, которая "может все, но за о-очень большие деньги".