АЛЛИС-ЧАЛМЕРС
(ALLIS-CHALMERS)
Милуоки
США
1915–1946

В 1915–18 гг. по инициативе Отто Фалька (Otto Falk), президента компании "АллисЧалмерс" по производству тракторов и сельскохозяйственной техники, выпускались армейские 5-тонные полугусеничные грузовики В6 с 68-сильным мотором, 4-ступенчатой коробкой передач, двумя короткими гусеничными движителями на независимой балансирной подвеске и вынесенными вперед широкими управляемыми стальными колесами. Весной 1916 г. десять таких машин отправили в Россию, где их использовали для перевозки грузов и буксировки артиллерийских орудий. В 1916–17 гг. по проекту подполковника Н. А. Гулькевича Путиловский завод на их базе построил тяжелые броневики "Илья Муромец" и "Ахтырец". Они весили по 12 т, развивали скорость 18 км/ч и были оборудованы задней 76,2-мм пушкой, башней с двумя пулеметами и двумя постами управления. После революции один из них был переименован в "Красный Петербург". Возврат фирмы к военной технике состоялся в разгар Второй мировой войны. Испытав несколько прототипов, в сентябре 1943 г. для частей ВВС США, размещенных в арктических районах, компания "АллисЧалмерс" начала изготовление легкого полугусеничного тягача "Сноу Трэктор Т26Е4" (Snow Tractor), принятого на вооружение под индексом М7. Он получил 63-сильный двигатель и основные агрегаты от джипа "Виллис-МВ" (Willys), передние управляемые колеса или лыжи и резинометаллические гусеницы шириной 460 мм конструкции Э. М. Таккера (E. M. Tucker). До конца 1944 г. была собрана 291 машина М7. Во время войны фирма выпускала также гусеничные артиллерийские тягачи. В 1946 г. она построила оригинальное военное шасси 6x6 с четырьмя задними колесами эллипсовидной формы, укрепленными на концах продольных балансиров и имитировавшими процесс шагания.